Войти
Компьютерный журнал для новичков и профессионалов
  • Эксперт рассказал, как правильно заряжать аккумуляторы iPhone и iPad
  • Заводской сброс Philips S257 Телефон филипс сброс настроек стер контакты
  • От чего зависит качество фотоизображения От чего зависит качество изображений в фотоаппарате
  • Что делать, если ваш смартфон не заряжается
  • Как открыть текстовые файлы в телефоне
  • Как снять бан в Warface – способ
  • Как установить объектив рыбий глаз. Объектив "рыбий глаз": особенности использования. Сферы применения камер fish-eye

    Как установить объектив рыбий глаз. Объектив

    В кофре каждого профессионального фотографа, а также большинства фотографов-любителей, хранится не только сам фотоаппарат, но еще и несколько объективов. Если присутствие в кофре штатного китового объектива , телеобъектива и широкоугольника удивления ни у кого не вызывает, то необходимость использования «рыбьего глаза» для многих остается спорным моментом.

    Рыбий глаз (fish-eye) - это широкоугольный фотообъектив, угол изображения которого близок к ста восьмидесяти градусам либо больше.

    Существуют следующие разновидности объективов fish-eye:

    Циркулярный - получаемое изображение занимает не всю площадь кадра целиком, а только вписанный круг. При помощи циркулярного объектива можно получить фотоснимок с изображением, к примеру, всего небосвода.

    Диагональный («полнокадровый») - данный объектив не изображает в кадре полный круг, а, напротив, в данном случае фотокадр вписывается в круговое изображение.

    Объективы с кругом изображения больше ста восьмидесяти градусов.

    Применение объективов (fish-eye)

    Объективы фишай новинкой назвать сложно - фотографы используют их уже не одно десятилетие. Чаще всего объектив «рыбий глаз» используется при фотосъемке экстремальных уличных видов спорта, таких как ВМХ, скейтбординг и пр. Данный объектив оптимален при подобных фотосъемках, поскольку он позволяет с короткой дистанции запечатлеть и самого «райдера», и архитектуру, используемую при выполнении им различных трюков. Также уместно использование «рыбьего глаза» при съемке интерьеров, особенно, когда фотографируют очень узкие помещения (ванные комнаты, прихожие и пр.). Также фотообъективы типа «рыбий глаз» широко используются для создания виртуальных 3D-панорам. Востребованы такие объективы и при творческой архитектурной фотосъемке.

    Особенности конструкции

    При очень широком угле зрения появляются ярко выраженные искажения перспективы, проявляющиеся в том, что задний план кажется намного дальше, нежели на самом деле. Помимо этого, по краю снимка может сильно падать освещенность.
    Для компенсации вышеперечисленных недостатков при разработке объективов «рыбий глаз» в них намеренно вводят отрицательную дисторсию. При этом становится больше увеличение по центру, и в этой зоне объектив работает уже как менее широкоугольное приспособление. Именно дисторсия дает возможность довести угол зрения до ста восьмидесяти градусов и более. Но подобная компенсация вносит в фотоснимок свои искажения перспективы - происходит выпячивание центра, также искажаются формы изображенных на снимке предметов - их прямые линии становятся кривыми.

    Бленды «фишаев» очень малы (если речь идет о диагональных объективах) либо вовсе отсутствуют (в случае с циркулярными фотообъективами). Увеличить размеры бленды нельзя, иначе она будет попадать в кадр. Обычно бленды уже встроены в такие объективы.

    По этой же причине на объективах такого типа невозможна установка светофильтров в традиционном виде. Желатиновые светофильтры устанавливают не перед первым стеклом фотообъектива, а за последним его стеклом, вследствие чего усложняется оперативная смена светофильтров и становится невозможным их вращение. У многих фишаев имеются встроенные вращающиеся системы фильтров, снабженные традиционным набором из красного, оранжевого и желтого фильтров.

    Объектив «рыбий глаз» на что обратить внимание при съёмке

    Осуществляя фотосъемку с фотообъективом «рыбий глаз», вы должны учитывать несколько моментов, которые помогут вам получить качественные фотографии. Во-первых, не забывайте, что в кадр, сделанный при помощи «рыбьего глаза» может легко попасть рука фотографа, ступни его ног либо основание штатива. Также обратите внимание на линию горизонта. Если центр кадра будет расположен ниже линии горизонта, то линия горизонта на фотоснимке будет представлять собой выпуклую вверх кривую, а если ниже линии горизонта - то кривую, выпуклую вниз. Чтобы линия горизонта получилась прямой, центр кадра должен точно совпадать с линией горизонта.
    Объектив fish-eye вряд ли станет основным вашим фотообъективом. Но для создания забавных оптических иллюзий он вам очень пригодится. В умелых руках «рыбий глаз» способен помочь реализовать самые смелые творческие замыслы, раздвинув при этом некоторые стереотипы. О сайте fotomtv .

    Показать html-код для вставки в блог

    Что такое объективы "рыбий глаз" (fish-eye) и как их лучше использовать

    В кофре каждого профессионального фотографа, а также большинства фотографов-любителей, хранится не только сам фотоаппарат, но еще и несколько объективов. Если присутствие в кофре штатного трансфокатора, телеобъектива и широкоугольника

    Читать подробнее

    Если вы хотите купить объектив типа фишай (fisheye) он же рыбий глаз, вам нужно знать несколько важных моментов.

    Я попробую объяснить разницу между рыбим глазом и обычным сверх широкоугольным объективом. Это очень важно, так как многие её не понимают.

    Основной разницей между сверхширокоугольным объективом и рыбим глазом является то, что сам фишай совершенно не исправляет искажения и благодаря этому имеет угол обзора около 180 градусов.

    А если рассматривать стандартные широкоугольники, они имеют в оптической схеме специальные линзы, которые изображение корректируют, но из-за этого очень сильно снижается угол обзора, и фотографии получаются с минимальными искажениями, совсем не такими как у фишаев.

    Также следует понимать, что в зависимости от камеры (кроп или полный кадр), нужно и разные, для кропа, фишай нужен с фокусным 8-10mm, а для полного кадра – 15-16mm. И обязательно обращайте внимание, для какой камеры создан фишай, для кроп камер или фулфрейм, от этого зависит угол обзора.

    У объективов SIGMA, если в названии есть DG - значит он для полного кадра, если DC - для кропа.

    Ещё один важный момент, все объективы типа рыбий глаз делятся на 2 категории: диагональный и циркулярный фишаи. Первые более ходовые из-за того, что имеют охват 180 градусов по диагонали и практически вся площадь кадра заполнена изображением.
    А циркулярный фишай создает прямо в центре кадра круг, а остальная площадь кадра – просто черная без изображения.

    Фишай: практическое применение

    Каждый начинающий фотограф знает или, как минимум, слышал о таком объективе, как фишай. Но, как найти ему применение, кроме фоторазвлечений и экспериментов? Вот на этот вопрос ответят не многие, ограничившись стандартными фразами, типа: «Ну, сверхширокий угол, там, сферические панорамы и т.д.».
    Но этого было бы мало для того, чтобы покупать недешевый «рыбий глаз» , – не правда ли?


    Широкий угол бывает востребованным в художественной и технической фотографии довольно часто. С этой точки зрения фишай был бы весьма полезен, если бы не одно «но». Этот тип объектива обладает сильными геометрическими аберрациями , которые не всегда поддаются нормализации программными средствами. Стало быть, техническая сфера, где важна геометрическая точность, таким объективом вряд ли заинтересуется. Исключение могут составить специфические отрасли, типа аэрофотосъемки или наблюдение.



    Художественная фотография находит сверхширокому углу обзора и связанным с ним специфическим аберрациям больше применений. Чудовищные бочкообразные искажения можно обыграть, получив весьма неординарные и интересные снимки.

    Объектив «рыбий глаз» отличается от обычной широкоугольной оптики способностью захватывать угол до 180 и более градусов (на практике до 200 град.). Это означает, что панораму в половину круга можно сделать с его помощью одним кадром. Правда, такая оперативность связана с появлением искажений, которые напоминают отражение в елочной игрушке.

    Нередко рекламщики и кинематографисты находят это забавным, используя фишай для создания креативной продукции. По большому счету нечто похожее можно сделать из обычного (геометрически правильного) снимка при помощи фильтров Фотошопа. Но имитация фишайя всегда будет уступать оригиналу, поскольку ни один плагин не в состоянии восполнить недостающие градусы угла обзора.



    К слову, для рекламы и различной медиапродукции объектив фишай является мощным креативным средством. Он способен сделать интересной даже свалку строительного мусора, не говоря уже о чем-то более привлекательном. Кроме того, фишайем можно снимать классные сферические панорамы, имитировать изображение из дверного глазка или камер наружного наблюдения, делать снимки интерьеров тесных помещений.

    В архитектурной съемке, казалось бы, не место геометрическим искажениям. Но иногда без сверхширокого угла просто не обойтись. Снять интерьер маленькой комнаты целиком можно только рыбим глазом. Разумеется, бочкообразные искажения и виньетированвие внесут свои коррективы, но человеческий мозг имеет замечательное свойство упорядочивать искаженные объекты. Как бы фишай не «закрутил» интерьер, план помещения и исходный вид предметов все равно останется понятным для наблюдателя.

    Выставляя объект недвижимости на продажу, современные агентства все чаще включают в портфолио сверхширокоугольные снимки. Они делают такие объекты более привлекательными, но при этом у рекламщиков всегда есть железное оправдание, что это не умышленное преукрашение, а технически вынужденный оптический эффект.

    Простейший оптический прибор, способный охватывать угол приближенный к 180 градусам, – это дверной глазок.

    Даже в самом дешевом исполнении он неизменно демонстрирует сверхширокий угол. Некоторые фотолюбители даже умудряются приспособить дверной глазок к своему фотоаппарату, чтобы получить желанный эффект «рыбьего глаза». Качество снимков, сделанных при помощи такой оптической системы, конечно, оставляет желать лучшего. в этом смысле на недосягаемом уровне. Уже при фокусном расстоянии 10-15 мм фишай демонстрирует весь набор эффектов сверхширокугольной оптики.



    Перед фотографами-любителями объектив-фишай открывает массу новых возможностей. Он вскрывает недоступный ранее творческий пласт с неисчерпаемым потенциалом. В туристических поездках, на выставках, концертах, на природе и в зоопарке, на стадионе или детской площадке – везде фишайю найдется применение. При этом снимки будут не только забавны, но и более информативны.

    Мы рекомендуем не гнаться за дешевым товаром, а покупать фишай-объективы SIGMA: они исключительно японской сборки, имеют отличные оптические характеристики и сделаны очень качественно.

    Удачных вам снимков!

    Объективы разделяются по углу обзора. При этом каждый тип оптики может делиться на более точные категории. Широкоугольная оптика может делиться на сверхширокоугольную и фишай (рыбий глаз). При разработке широкоугольной оптики разработчики стараются максимально исправить все искажения. В случае с рыбьим глазом всё иначе. У этих объективов наиболее сильные искажения.

    Как фотограф может использовать дисторсию фишай-объектива?

    В реальной жизни линии зданий прямые. Широкоугольный объектив всеми силами старался сделать их таковыми на фотографии и у него получилось. Рыбий глаз сильно не перетруждался и согнул все линии так, как ему удобнее. Такая уж у него конструкция. Центр кадра фишая сохраняет линии прямыми. Закругляются они только к краю изображения.

    Фишай отлично подходит для художественной фотосъёмки. Он часто используется в архитектурной и пейзажной фотографии. Съёмка людей с такой оптикой немного комична. Лица и пропорции тела сильно искажаются.

    Если вашей целью является передача максимального реализма на фотографии, то рыбий глаз вам не подойдёт. Сейчас всё большее распространение получают системы виртуальной реальности и фишай-объектив может пригодиться для съёмки сферических панорам. Создание кривых линий у края кадра - это плата за очень широкий угол обзора. Фишай может вмещать изображение практически на 180 градусов со всех сторон.

    Фишаи бывают разные. Есть оптика, которая обеспечивает угол обзора 180 гадусов по диагонали. Некоторые объективы создают круглое изображение, которое вмещает обзор на 180 градусов во все стороны, но эти объективы редко встречаются, так как создают очень необычные круглые снимки на прямоугольном сенсоре. Из-за этого углы получаются чёрными.

    Если у вас камера с матрицей APS-C, то вам необходимо брать фишай именно для данного формата сенсора. Если использовать оптику от полнокадровой камеры, то из-за кроп-фактора вся прелесть широкого угла обзора потеряется. Объективы рыбий глаз позволяют создавать изображения с очень необычной геометрией. Ровные площади искажаются, а здания, столбы и деревья причудливо закручиваются. Если изменять угол наклона камеры, то можно получить совершенно новые виды привычных мест.

    Обычные широкоугольные объективы создают ровные линии горизонта и вертикали. Такие снимки выглядят очень привычно.

    Не думайте, что покупка рыбьего глаза позволит вам бесконечно экспериментировать. На самом деле функционал такой оптики ограничен. Она будет делать все ваши кадры одинаковыми. Даже при смене сюжета все они будут похожи друг на друга, поэтому такую съёмку нужно выполнять дозировано и создавать действительно интересные сюжеты.

    Съемка с объективом рыбий глаз (fisheye) – это один из лучших способов создавать креативные снимки, поскольку он еще и относительно недорогой (примерно 650$), поэтому доступен широкому кругу фотолюбителей. А идея применения такого объектива имеет свою историю.

    Первоначально его использовали в метеорологии для изучения неба и облачных образований, и называли объективом «всего неба». Эта оптика стремительно завоевала популярность в области общей фотографии, так как создает уникальные эффекты из-за необычного искажения линий. Его можно использовать для различных целей, как профессиональных, так и для развлечения, причем второе чаще. А теперь перейдем к советам по использованию объектива «рыбий глаз», которые вы легко сможете реализовать.


    1. Радиальное размытие

    Съемка свадьбы с объективом рыбий глаз может стать «бомбой». Как правило, действие происходит в условиях низкой освещенности, поэтому это вызов для фотографа. Попробуйте стать прямо по центру танцпола и поснимайте. Чтобы получить эффект радиального размытия, замедлите выдержку до около 1/25 доли секунды. Затем вам нужно повернуть камеру на 90 градусов против часовой стрелки. Чтобы сделать это, придерживайте объектив левой рукой, а корпус камеры поворачивайте правой. Не все кадры будут удачными, но почти всегда вы получите интересные необычные изображения.


    2. Преувеличение кривизны Земли


    Здесь использование объектива рыбий глаз заключается в следующем: чем ближе к краю кадра вы поместите объект или линию, тем больше будет его/ее искривление. Например, если вы поместите горизонт в середину снимка, то он будет выглядеть в изображении совершенно прямым. Но если он окажется в верхней части кадра, то искажение резко усилится. Только будьте внимательны, потому что, вернувшись домой, вы можете обнаружить свои ноги в нижней части кадра.


    3. Съемка панорамных пейзажей с объективом рыбий глаз, но без искажений


    Иногда, рыбий глаз можно использовать просто, чтобы захватить все, что вы видите в сцене. Не всегда мы хотим получить искаженные линии, но суперширокий угол может быть очень полезен. Если у вас есть пейзаж, на котором отсутствуют прямые линии, например, здания, деревья, телеграфные столбы, и прочее, то можно использовать этот объектив как широкоугольный. При этом убедитесь, что горизонт находится в середине кадра. Вы сможете захватить практически 180-градусный вид сцены, но без сумасшедших искажений объектива рыбий глаз.


    4. Захват всего потолка


    Ни с одним обычным объективом вы бы не смогли захватить такую большую часть потолка, как указано на изображении выше. Этот массивный потолок с симметричной архитектурой сфотографировали в Далласе, штат Техас. Фотограф немало повозился, пытаясь обозначить маркером на полу точную середину. При взгляде на этот свод единственное, что пришло ему в голову, это использовать объектив рыбий глаз.


    5. Измените угол обзора


    Рыбий глаз – это объектив с фиксированным фокусным расстоянием, а это означает, что вам самому придется передвигаться для изменения масштаба. Экспериментируйте с различными углами и линиями, спускайтесь низко и снимайте от земли, даже если это означает, что вам предстоит полежать на животе в гравии на железной дороге. Прислонитесь к стене и используйте искажения объектива, чтобы обернуть стену вокруг кадра. Самое главное, делайте это с хорошим настроением, снимаете ли вы для себя или для клиентов, получайте удовольствие.

    За последние три года наша команда сняла более 10 000 сферических панорам. При таких объемах работы мы постоянно стараемся развивать технику и технологию съемки. Экономия времени в одну минуту на каждой панораме позволяет нам сэкономить за съемочный день от одного часа времени. А получение качественных исходных фотографий позволяет экономить уйму времени на обработке и сборке. Мы достигли предела в производительности съемки фотографом: 40-110 точек в день (в зависимости от условий). Дальнейшие запланированные мероприятия могли добавить, скорей, качество и комфортность съемки, но не увеличить производительность труда.

    Исходные данные

    Место съемки : крупные химические производства.
    Manfrotto: штативы 190 и 055 модели, штативные головки для сферических панорам, уровневые головки, штативные чехлы.
    Камеры: полнокадровые. Основные - Nikon 750, Canon 5D-II (запасная). В дальнейшем полностью перейдем на Nikon.
    Объективы: Samyang 14mm f/2.8.
    Съемка: в формат RAW. Большая часть снимается в один проход (6 кадров) с верхним надиром. В некоторых случаях, когда снимаемое оборудование подходит близко к точке съемки, мы снимаем в два ряда без надира. При контрастных условиях съемки снимается HDR, чтобы покрыть весь диапазон контраста от светов до теней. Заказчику изображение передается уменьшенным до 10 000 точек по длинной стороне.

    Сборка: программа Kolor Autopano Giga. При съемке 14 мм объективом в 2 ряда обеспечивается хорошее перекрытие между двумя рядами, и проблем со сборкой не возникает. Но при съемке «1 ряд + надир» надир дает небольшие пропуски в местах соединения с рядом. Чтобы обеспечить минимальное перекрытие надира мы вынуждены поднимать горизонтальный ряд панорамы на 5 градусов вверх. Так, мы полностью избавляемся от «дыр», однако, несколько недостаточных по площади перекрытий между рядом и надиром остаются. Естественно, качественно «сшить» ряд и надир в этом случае (почти) невозможно. К тому же, Samyang 14мм, имеющий сложную дисторсию, только усугубляет проблему. Поэтому, почти в каждой панораме, мы имеем места неточного соединения («призраки»), которые приходится вручную «допиливать» в Photoshop. Это самые значительные трудозатраты на этапе пост-обработки.

    Что хотелось

    Расширить угол обзора объектива, то есть сократить его фокусное расстояние. Это позволит избавиться или, хотя бы, сократить количество двурядных панорам. Вторая причина для увеличение угла обзора - обеспечить большее перекрытие надира, и снизить затраты времени на постобработку.

    Изначально линзы фишай не рассматривались вовсе из-за отсутствия опыта съемки таким объективом и предубеждений относительно качества их изображения. Поэтому, я размышлял в сторону сверхширокоугольных объективов с фокусом менее 14 мм. Кандидатов было совсем не много, если убрать оптику c плохой разрешающей способностью, типа Sigma (фото слева).

    Laowa 12mm f/2.8 – пожалуй, лучший кандидат для замены наших Samyang 14 мм. Есть для Nikon и Canon. Хорошая разрешающая способность, при рекордном фокусном расстоянии (на время моего размышления). Недостатки: 1) высоковата цена в 1000 US$; б) продается только по предварительному заказу с непонятным сроком доставки, ибо это новый продукт и много желающих его купить во всем мире.

    Объективы Canon в своей линейке имели зум Canon EF 11-24mm f/4L USM. Разрешающая способность, судя по тестам, превосходит наш фикс Samyang. Но цена 2500 US$ удручает. Будь этот зум долгое время в работе, я бы смирился. Но условия наших съемок бывают столь сложны, что нет никакой гарантии, что оборудование не будет фатально повреждено на первой же съемке. Так, однажды, моя камера, вместе со штативом, летела вертикально вниз на голову инженера из нашей команды. Саша поймал падающий «снаряд», сперва каской, потом руками.

    Nikon не мог мне предложить ничего, кроме двух фишаев. Но фишай вначале я не рассматривал.

    Сомнения

    Основные сомнения были в том, что уход на 12 или даже 11 мм объектив не меняет ситуацию кардинально. Ну да, будет чуть лучше, а хотелось прорыва. Сомнения исчезли, когда я еще раз проанализировал значения углов поля зрения. У нашего 14 мм он равен 115,7 градусов по диагонали. Laowa 12 мм дает 122 градуса по диагонали, то есть обеспечит прирост 6 градусов. Это могло нас избавить от наклона камеры вверх, при сохранении малого перекрытия надира. Или увеличит перекрытие, что, возможно, упростит постобработку, но при этом сохранится наклон ряда вверх на 5 градусов.

    Canon EF 11-24 имеет 126 градусов по диагонали (прирост 10 градусов). Это уже кое-что. Такой угол зрения позволит избавиться от наклона камеры вверх, в некоторых случаях сократить количество двурядных панорам и немного увеличить перекрытие надира. Однако, я хотел «соскочить» с Canon на Nikon, по определенным причинам.

    Фишай

    Из любопытства я посмотрел угол зрения у фишай – 175-180 градусов. Ого! То, что нужно. Возможно даже, что при таком угле обзора мы можем покрыть полный поворот всего за 4 вертикальных снимка. Но как быть со снижением качества? Придется тестировать. Сперва определил кандидатов для тестирования: Samyang 12mm F2.8 Fish-eye и Fisheye-Nikkor 16mm f/2.8 . Fisheye-Nikkor 8-15mm f/3.5-4.5 на время моего тестирования еще не был в продаже. Canon тоже имеет фишай, но я не стал его рассматривать по вышеизложенной причине.

    Цель тестирования: удастся ли получить панораму, снятую фишаем, по качеству не хуже, чем снятую Samyang 14мм. Сравнивать буду как разрешающую силу объективов, так и способность держать контровый свет в условиях высокого контраста.

    Далее я нашел компанию, сдающую в прокат фотооборудование. Rentaphoto могло предоставить мне оба испытуемых объектива, но, к сожалению Samyang 12мм был только для Canon, еще и в исполнении «для видео». Впрочем, в других компаниях, ситуация с этим фишаем была точно такой же. Поэтому объективы я буду сравнивать попарно. Для Nikon: Samyang 14мм и Fisheye-Nikkor 16mm. Для Canon: Samyang 14мм и Samyang 12мм Fish-eye. "Рыбьи глаза" тестировались на диафрагме 8, как оптимальной. Наводка на резкость осуществлялась по тексту на ближней стойке.

    Фото 1: Nikkor, планка головки в кадре.
    Фото 2: Перекрытие при 4-х кадровой панораме.
    Фото 3: "Призраки" при недостаточном перекрытии.
    Фото 4: Небольшие "призраки"

    Fisheye-Nikkor 16mm

    Фишай от Nikon был небольшого размера и сперва это радовало. Я заметил, что нижняя и боковая планка головки входит в кадр (фото 1). Хм… не критично, в крайнем случае, это место можно откадрировать. В 4 вертикальных кадра панорама, формально, может быть снята. Но по центру вертикальной стороны перекрытие между снимками слишком маленькое (фото 2). На всякий случай, я снял панораму за 4 кадра, чтобы посмотреть, можно ли будет ее собрать. Панорамы сшивались с очень сильными ошибками, нерабочий вариант (фото 3). Возможно, что достаточное перекрытие было бы обеспечено при 5-ти кадровой панораме, но у делителя головки Manfrotto нет возможности такого деления: только 4 или 6. Я был вынужден выставить делитель на 6. А значит, уменьшить количество кадров не удастся даже при 180-градусном угле зрения (при вертикальном кадре). Жаль.

    При ручной наводке на резкость, мы используем две дистанции: 1,5 и 0,5 метра. Кольцо фокусировки Nikon вращается слишком легко и во время съемки оно запросто уйдет с нужной дистанции. С этой проблемой мы справимся, используя бумажную малярную ленту. Картинка, при вращении кольца, «гуляла» во все стороны. Было ощущение, что я работаю хлипким «стеклом» дешевле 100$. В общем, неприятные впечатления. Однако, мне важней какого качества панорама будет собрана с этого объектива.

    Фото 5: Контровый свет Nikkor держит лучше Samyang 14 мм.
    Фото 6: Разрешающая способность Nikkor чуть выше Samyang 14 мм.
    Фото 7: Острова падения разрешающей способности Nikkor.
    Фото 8: Снижение разрешающей способности в углах кадра Nikkor.

    1) Планки, входящие в изображение, при сборке отбрасываются Autopano Giga, то есть их можно не кадрировать.

    2) Небольшие "призраки" остались, несмотря на то, что зоны перекрытия увеличились значительно (фото 4).

    3) Контровый свет объектив держит немного лучше, чем Samyang 14 мм (фото 5).

    4) Разрешающая способность Nikkor немного выше, чем Samyang 14 мм (фото 6). После уменьшения размера фотографии до 10 000 точек - разница не видна.

    5) Возникают «острова» сильного падения разрешающей способности (фото 7). Подозреваю, что причиной этому является сильное падение разрешающей способности в углах кадра (фото 8). Это сыграло решающую роль, чтобы я принял решение – «не вариант».

    Samyang 12мм

    Samyang 12мм Fish-eye сделан добротно, как и его 14 мм брат. Сразу проверил юстировку. У 14-ти миллиметрового варианта это больное место - объективы почти всегда разюстированы после завода, и при наводке на «бесконечность» по шкале расстояний можно значительно промахнуться по резкости. Все в порядке, «бесконечность» на месте.

    Фото 9: Samyang, планки головке торчат меньше.
    Фото 10: Samyang в углах лучше Nikkor.
    Фото 11: Samyang чуть менее резкий чем Nikkor.
    Фото 12: Контровый свет Samyang держит лучше всех.

    Планка головки Manfrotto тоже входит в кадр, но значительно меньше (фото 9). Задумался, почему так. Как будто угол зрения этого фишая меньше чем у Nikkor, чего быть не должно. Ха, размер имеет значение! Объектив Samyang длинней, его передняя линза выдвинута вперед относительно планки головки, поэтому она в меньшей степени попадает в кадр.

    Падение разрешающей способности в углах не фатальное, как у Nikkor (фото 10). В целом, разрешающая способность этого объектива чуть ниже, чем у Nikkor (фото 11), но при уменьшении панорамы до 10 000 точек разница несущественна. Я вполне допускаю, что это можно объяснить тем, что у Canon 5D-II, на котором я тестировал этот объектив, матрица имеет на борту 21 мегапиксель, а у Nikon – 24 мегапикселя.

    Контровый свет фишай держит лучше, чем Samyang 14мм и Nikkor (фото 12). Цвета передаются ярче (выяснено позже, при выполнении заказа). Полагаю что причиной тому - лучшее просветление передней линзы у фишая.

    Панорама из 4-х снимков собирается, но ошибки в сшивке очень сильные, даже без надира. Чуда не произошло.

    Выводы

    Мы купили два Samyang 12мм и не были разочарованы. Фишай прекрасно держит контровый свет и солнце, позволяет снимать сферическую панораму (от ножек штатива) за 7 кадров. Значит 12-ти кадровые панорамы для нас остались в прошлом. Это сократит время съемки и обработки, все панорамы будут визуально однотипные, а не в 1 и 2 прохода. Стоимость объективов, покупку которых оплатил заказчик, вернется ему, за счет экономии, на паре производств, и, в дальнейшем, будет давать заказчику существенную экономию стоимости работ по съемке и обработке. Мы довольны.

    PS: благодарю Андрея, сотрудника Rentaphoto, за помощь в тестировании объективов и удивительное буддийское спокойствие.