Войти
Компьютерный журнал для новичков и профессионалов
  • Эксперт рассказал, как правильно заряжать аккумуляторы iPhone и iPad
  • Заводской сброс Philips S257 Телефон филипс сброс настроек стер контакты
  • От чего зависит качество фотоизображения От чего зависит качество изображений в фотоаппарате
  • Что делать, если ваш смартфон не заряжается
  • Как открыть текстовые файлы в телефоне
  • Как снять бан в Warface – способ
  • Программа по физкультуре в школе. Физическая культура - что такое? Программа по физкультуре в школе Программа по физической культуре

     Программа по физкультуре в школе. Физическая культура - что такое? Программа по физкультуре в школе Программа по физической культуре

    А Общество с ограниченной ответственностью «Премьер-УчФильм» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 59 г. Рязань Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Рязань МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 1 – 11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «ФизкультУРА!» Рязань - 2013 0 Модульная программа по Физической культуре для 1-11 классов общеобразовательных учреждений «ФизкультУРА!» разработана коллективом ООО «Премьер-УчФильм» при активном участии преподавателей физической культуры, имеющих высшую квалификационную категорию: Баранова Ольга Александровна – преподаватель МБОУ СОШ №59 г. Рязань, победитель конкурса «Лучшие учителя России 2007», лауреат конкурса «Учитель года 2011»; Гладышев Дмитрий Владимирович – преподаватель МБОУ СОШ №3 г.Рязань, призер конкурса «Учитель года 2008»; Кирьякова Ирина Ивановна – преподаватель Гимназии №2 г. Рязань, победитель муниципального конкурса «Мастер педагогического труда по внеурочным формам спортивно-массовой и оздоровительной работы 2012». Модульная программа по физической культуре для 1-11 классов общеобразовательных учреждений «ФизкультУРА!» рекомендована Экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для апробации в образовательном процессе общеобразовательных учреждений по учебному предмету «Физическая культура». В целях укрепления интереса и мотивации детей к занятиям физической культурой и спортом, наглядной демонстрации занятий с использованием программы специалистами ООО «Премьер-УчФильм» было разработано видеопособие (по всем модулям программы) «ФизкультУРА!». 1 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Физическая культура сегодня – это не только один из механизмов в воспитании у детей и подростков ценностей здорового образа жизни, но и большая педагогическая, творческая деятельность по конструктивному выявлению и использованию прошлого опыта в процессе создания новых форматов работы с ребятами в этом направлении. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов введен третий час физической культуры. Это продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры и спорта в воспитании школьников, укрепления их здоровья, привития навыков здорового образа жизни. Учебный предмет «Физическая культура» определѐн в ФГОС нового поко- ления как обязательный для изучения на всех ступенях общего образования. Его главной задачей является укрепление здоровья, содействие гармоничному физи- ческому, нравственному и социальному развитию школьников. Предметные результаты по программе «Физическая культура» должны от- ражать большой диапазон приобретаемого обучающимися опыта как в части ук- репления и сохранения индивидуального здоровья, развития личной двигательной активности, понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни, толе- рантного социального поведения, так и в овладении отдельными техническими элементами базовых и иных видов спорта, мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Удовлетворение индивидуальных спортивных интересов обучающихся должны обеспечивать также различные программы, курсы по выбору и разнооб- разная внеурочная деятельность физкультурно-спортивной направленности. Модульная программа по Физической культуре для 1-11 классов общеобразовательных учреждений «ФизкультУРА!» (далее – программа) разработана коллективом ООО «Премьер-УчФильм», в которой систематизирован интересный опыт некоторых общеобразовательных учреждений Рязанской об- ласти в части физкультурно-спортивного воспитания обучающихся на различных ступенях образования в соответствии с их интересами. Цель программы: формирование умений и навыков повышения двигательной активности у обучающихся через активизацию интереса к учебному предмету «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях. Реализации основной цели программы будет способствовать решение сле- дующих задач: 2 - формирование у обучающихся умений и навыков в выполнении физиче- ских упражнений, направленных на укрепление их здоровья, профилактику забо- леваний, развития вредных привычек; - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни с учетом индивидуального интереса в области физической культуры и спорта, со- стояния здоровья и функциональных возможностей организма; - формирование у обучающихся осмысленного понимания необходимости выстраивания собственного здорового образа жизни, используя при этом ресурсы физической культуры и спорта. Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных госу- дарственных образовательных стандартов к личностным характеристикам выпу- скника общеобразовательного учреждения в части формирования и использова- ния навыков и правил здорового образа жизни, а также требований к результатам освоения основной образовательной программы по предмету «Физическая культура». При составлении программы учитывалась одна из главных целей развития системы школьного образования – формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры и готовой к социальной самоидентификации посредством личностно значимой деятельности. В программе делается акцент на дифференцируемость еѐ использования в соответствии с физкультурно-спортивными интересами обучающихся, их физиче- скими возможностями, приоритетами в образовательной политике учреждения в данном направлении, уровнем материально-технического спортивного обеспече- ния общеобразовательного учреждения. Очень важно также и то, что обучающиеся при использовании данной програмы приобретают хорошую физическую форму и обеспечивают себе крепкое здоровье, воспитывая при этом такие черты характера, как чувство товарищества и солидарность. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Настоящая модульная программам имеет три раздела, представляющих содержание основных форм физической культуры в начальной, основной и средней (полной) школе, что вместе составлет целостную систему физического воспитания в образовательном процессе. Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная социализация в обществе и эффективное осуществление профессиональной деятельности, независимо от еѐ направления. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразо- вательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных особенностей и индивидуальных интересов (запросов) обучающегося. Вариативная часть физической культуры обусловлена необходимостью 3 учета в работе общеобразовательного учреждения индивидуальных пожеланий и способностей детей, региональных, национальных и местных спортивных приоритетов. Цели и задачи программы реализуются через создание учебного и игрового пространства, участия в спортивно-оздоровительных мероприятиях («Веселые старты», спортивные КВНы, шахматно-шашечные турниры, пр.). Гибкость содержания и структуры программы обусловлена: - возможностью еѐ использования при различных уровнях оснащения мате- риально-технической спортивной базы учреждения; - возможностью использования как программы в целом, так и отдельных ее модулей; - возможностью еѐ использования в иных форматах (внеурочная деятель- ность, физкультурно-спортивный кружок в системе дополнительного образова- ния, в рамках школьных каникул, спортивно-массовые мероприятия пр.). 3. МЕСТО ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (УЧРЕЖДЕНИЙ ОТДЫХА, ОЗДОРОВЛЕНИЯ) И ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ В КАНИКУЛЯРНЫЙ ПЕРИОД Программа рекомендуется для использования: - в общеобразовательых учреждениях на всех ступенях образования: как программа по учебному предмету «Физическая культура»; в рамках внеурочной деятельности обучающихся; как интегрированных курсов в учебный предмет «Физическая культура» (использование отдельных модулей); при организации досугового и каникулярного отдыха детей на територии общеобразовательного учреждения; в группах продлѐнного дня; при организации массовых физкультурно-спортивных мероприятий с детьми и подростками в школе; - в системе дополнительного образования обучающихся; - в работе учреждений отдыха, оздоровления и занятости детей в каникуляр- ный период. Формат использования программы и еѐ место в процессе физического вос- питания обучающихся - по усмотрению конкретного учреждения. Программа предназначена для обучающихся основной и подготовительной медицинских групп. 4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В результате изучения программы обучающимися должны быть достигнуты определѐнные результаты. Личностные результаты – отражают индивидуальные личностные каче- ства обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного 4 курса. Это: - понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья; - навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни; - знания о функциональных возможностях организма, способах профилак- тики заболеваний и перенапряжения; - готовность и способность к саморазвитию и самообучению; - готовность к личностному самоопределению; - уважительное отношение к иному мнению; - овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками; - этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятель- ствам других людей; - положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями; - дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в дости- жении поставленных целей; - навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на ре- зультат; - оказание бескорыстной помощи окружающим. Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые проявляются в познава- тельной и практической деятельности. Это: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности; - умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физи- ческие, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; - самостоятельно оценивать уровень сложности заданий (упражнений) в со- ответствии с возможностями своего организма; - умение работать в команде: находить компромисы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; - формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности. Предметные результаты – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». B результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры и знать: oб особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр; о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов; о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за 5 деятельностью этик систем; о терминологии разучиваемых упражнений, oб их функциональном смысле и направленности воздействия на организм; об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида; о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения. В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры и знать: физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью; физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды; возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой; индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности; способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок; правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями. В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся по окончании средней школы должны уметь: - характеризовать: особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности; особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой; особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности; особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность. - определять: уровни индивидуального физического развития и двигательной 6 подготовленности; эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность; дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений. 5. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей. Предлагаемая программа для урока физической культуры состоит из набора основных модулей, освоение которых направленно на повышение роли физической культуры в воспитании современных школьников и укрепления их здоровья. Модули программы в начальной школе (1-4 классы) I. Подвижные игры. Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению игр, нежели к их собственному содержанию. 7 Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.). В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах. В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время. Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствущие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др. Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную школу мяча. Очень важно, чтобы этой школой овладел каждый ученик начальных классов. Движения с мячом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног. II. Гимнастика c элементами акробатики Гимнастические упражнения являются одной из основных частей содержания уроков физической культуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы и самостоятельных занятий. B программный материал начальной школы входят простейшие виды 8 построений и перестроений, общеразвивающие упражнения без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазанье и перелезании, в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упражнения и упражнения на гимнастических снарядах. III. Легкоатлетические упражнения. Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании младших школьников. Применяя эти упражнения, учитель решает две задачи. Во-первых, он содействует освоению основ рациональной техники движений, необходимой в средних и старших классах. Во-вторых, обогащает двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и меняя условия их проведения. B результате освоения данного раздела программы ученики приобретают основы умений бега на короткие и на длинные дистанции, прыжков в длину и в высоту с места и с разбега, метании в цель и на дальность. IV. Лыжная подготовка В задачи лыжной подготовки и содержание уроков входит ознакомление детей с простейшими правилами обращения с лыжным инвентарем, обучение основным строевым приемам с лыжами, видам построений, перестроений и передвижений в строю, самым необходимым способам передвижения. К числу основных способов передвижений в период начального обучения относятся: попеременный двухшажный ход, подъемы ступаюшим шагом и «лесенкой», спуск в основной стойке, поворот переступанием вокруг пяток лыж и вокруг носков лыж. 9

    Пояснительная записка

    9 класс

    Рабочая программа содержит следующие разделы:

    Титульный лист

    Пояснительная записка

    Содержание учебного предмета

    Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

    Приложение. Календарно-тематическое планирование.

    Учебная программа разработана на основе:

    Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015;

    Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «17» декабря 2010 г. № 1897);

    Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

    Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1577 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

    СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 №19993 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);

    Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

    Приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 N576 "Об внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 ";

    Примерной основной образовательной программы основного общего образования;

    Письма управления образования МО «Барышский район» «Об организации образовательного процесса в учебном году»;

    Устава МБОУ СОШ №4 МО «Барышский район»;

    Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №4 МО «Барышский район».

    . Письма Министерства образования и науки РФ от 08.10.2010 № ИК-1494/19 о введении третьего часа физической культуры.

    . Комплексной программы физического воспитания, 1 − 11 классы. Авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич. − М: «Просвещение», 2012г

    . Рабочей программы «Физическая культура» под редакцией В.И.Ляха 2013 г., соответствующей структуре учебников для 8-9 классов: предметная линия учебников В.И.Ляха.

    . Указа Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)"

    Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, гото-вой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет, включённый в Базисный учебный план, так-же ориентирована на достижение этой цели. В свою очередь, специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически разви-той личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного со-хранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

    Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение следую-щих задач:

    содействие гармоничному физическому развитию, за-крепление навыков правильной осанки, развитие устойчиво-сти организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жиз-ни и привычки соблюдения личной гигиены;

    обучение основам базовых видов двигательных действий;

    дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстро-та и точность реагирования на сигналы, согласование движе-ний, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифферен-цирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);

    формирование основ знаний о личной гигиене, о влия-нии занятий физическими упражнениями на основные систе-мы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

    выработку представлений о физической культуре лич-ности и приёмах самоконтроля;

    углубление представления об основных видах спорта, со-ревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил тех-ники безопасности во время занятий, оказание первой помо-щи при травмах;

    воспитание привычки к самостоятельным занятиям фи-зическими упражнениями, избранными видами спорта в сво-бодное время;

    выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

    формирование адекватной оценки собственных физиче-ских возможностей;

    воспитание инициативности, самостоятельности, взаимо-помощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

    содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

    «Физическая культура» в 9 классе изучается из рас-чёта 3 ч в неделю: 102 часа в год. Третий час на препо-давание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В прика-зе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активно-сти и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания»

    Рабочая программа рассчитана на 102 ч на один год обучения (по 3 ч в неделю)

    Планируемые результаты освоения учебного предмета

    Личностные результаты

    Личностные результаты освоения предмета физической культуры.

    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах

    учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая

    культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном

    отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью,

    накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической

    культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения

    личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

    Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.

    . владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и

    физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым

    нормативам;

    . владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных

    возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения

    средствами физической культуры;

    . владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической

    культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению

    содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными

    особенностями физического развития и физической подготовленности.

    . способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и

    взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и

    соревновательной деятельности;

    . способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и

    спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;

    . владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных

    занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе

    уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

    В области трудовой культуры:

    . умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и

    отдыха;

    . умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать

    и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;

    . умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную

    одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

    . красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных

    формах движения и пере движений;

    . хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и

    представлений посредством занятий физической культурой;

    . культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

    . владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития

    современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески

    применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;

    . владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи

    совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-

    оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;

    . владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить

    адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и

    игровой деятельности.

    . владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба,

    бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся

    внешних условиях;

    . владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной

    функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а

    также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

    . умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении

    тестовых упражнений по физической культуре.

    Метапредметные результаты освоения физической культуры.

    Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных

    универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и

    умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на

    базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением

    программного материала других образовательных дисциплин, универсальные

    способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и

    в реальной повседневной жизни учащихся.

    Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

    В области познавательной культуры:

    . понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию

    целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и

    нравственных качеств;

    . понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации

    человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и

    обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;

    . понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни,

    профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

    В области нравственной культуры:

    . бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих,

    проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные

    возможности и нарушения в состоянии здоровья;

    . уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия,

    терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной

    деятельности;

    . ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной

    дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за

    результаты собственной деятельности.

    В области трудовой культуры:

    . добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению

    новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения

    заданий;

    . рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места

    занятий и обеспечивать их безопасность;

    . поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной

    деятельности, активное использование занятий физической культурой для

    профилактики психического и физического утомления.

    В области эстетической культуры:

    . восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными

    образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций

    укрепления и сохранения здоровья;

    . понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных

    двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической

    привлекательностью;

    . восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного

    мероприятия, проявление адекватных норм поведения;

    В области коммуникативной культуры:

    . владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме,

    проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

    . владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной

    деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

    . владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать

    собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

    В области физической культуры:

    . владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий

    физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;

    . владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из

    базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их

    использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и

    физкультурно-оздоровительной деятельности;

    . владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья,

    физического развития и физической подготовленности, использование эти

    показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической

    культурой.

    Предметные результаты освоения учебного предмета.

    Знания о физической культуре

    Выпускник научится:

    рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические

    этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в

    современном обществе;

    характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его

    взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической

    подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных

    привычек;

    определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в

    процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками,

    излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и

    физических упражнений, развития физических качеств;

    разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями,

    определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в

    режиме дня и учебной недели;

    руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

    руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и

    ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

    характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в

    становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и

    ритуалов Олимпийских игр;

    характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;

    определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на

    укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и

    основных систем организма.

    Выпускник научится:

    использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные

    соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления

    собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

    составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и

    корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом

    функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

    классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности,

    планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

    самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям,

    анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

    тестировать показатели физического развития и основных физических качеств,

    сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в

    процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

    взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной

    деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых

    двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического

    развития и физической подготовленности.

    Выпускник получит возможность научиться:

    вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной

    функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального

    физического развития и физической подготовленности;

    проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;

    проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и

    сеансов оздоровительного массажа.

    Физическое совершенствование

    Выпускник научится:

    выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения

    организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной

    деятельности;

    выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на

    развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и

    координации);

    выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;

    выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо

    освоенных упражнений;

    выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);

    выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать

    их технику умения последовательно чередовать в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);

    выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных

    способов;

    выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол в условиях

    выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях

    учебной и игровой деятельности;

    выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях

    учебной и игровой деятельности;

    выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития

    основных физических качеств.

    Содержание учебного предмета

    Знания о физической культуре

    История физической культуры. Олимпийские игры древности.

    Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.

    История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России

    (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

    Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.

    Физическая культура в современном обществе.

    Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике

    безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).

    Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.

    Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.

    Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

    Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.

    Всестороннее и гармоничное физическое развитие.

    Спортивная подготовка. Здоровье и здоровый образ жизни.

    Профессионально-прикладная физическая подготовка.

    Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила

    планирования.

    Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.

    Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств

    личности.

    Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.

    Восстановительный массаж.

    Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.

    Способы двигательной (физкультурной) деятельности

    Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.

    Подготовка к занятиям физической культурой.

    Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки,

    физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).

    Планирование занятий физической культурой.

    Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.

    Организация досуга средствами физической культуры.

    Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и

    самоконтроль.

    Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка

    техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения

    (технических ошибок).

    Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

    Физическое совершенство

    Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.

    Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической

    культуры.

    Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.

    Акробатические упражнения и комбинации. Ритмическая гимнастика (девочки).

    Упражнения и комбинации на гимнастической скамейке (девочки).

    Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).

    Легкая атлетика. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.

    Лыжные гонки. Передвижения на лыжах. Подъемы, спуски, повороты, торможения.

    Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам. Волейбол. Игра по правилам.

    Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.

    Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координация движений, силы,

    выносливости.

    Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.

    Лыжные гонки. Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.

    Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.

    Нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)

    Приложение №3

    Тематическое планирование

    Тема

    Количество часов

    Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности на уроках легкой атлетики. Низкий старт.

    Низкий старт до 30 м.

    Бег с ускорением. КДП

    Скоростной бег до 70м. КДП

    Бег 60 м на результат. Развитие скоростных способностей.

    Прыжок в длину с разбега с 11-13 шагов разбега. КДП

    Метание малого мяча 150г. на дальность 4-5 бросковых шагов

    Метание мяча в цель

    Броски и ловля набивного мяча

    Длительный бег. КДП.

    Основы знаний. Инструктаж по технике безопасности на уроках баскетбола. Стойки и передвижения.

    Повороты, остановки

    Ловля и передача мяча

    Ведение мяча

    Бросок мяча одной и двумя руками в прыжке.

    Перехват мяча

    Тактика свободного нападения

    Нападение быстрым прорывом. Учебная игра

    Основы знаний. Инструктаж по технике безопасности на уроках гимнастики

    Длинный кувырок вперед с трех шагов разбега(М), кувырки вперед и назад(д). Комбинация из ранее освоенных акробатических элементов

    Стойка на голове и руках силой из упора присев(м); Равновесие на одной, выпад вперед, кувырок вперед(д)

    Комбинация из ранее освоенных акробатических элементов.

    Висы и упоры

    Опорный прыжок

    Совершенствование гимнастических и строевых упражнений.

    Основы знаний. Инструктаж по технике безопасности на уроках лыжной подготовки

    Основные строевые приемы на лыжах.

    Одновременный бесшажный ход

    Одновременный одношажный ход

    Одновременный двухшажный ход

    Попеременный двухшажный ход.

    Попеременный четырёхшажный ход.

    Переход с попеременных ходов на одновременные

    Коньковый ход

    Преодоление контр уклона

    Подъёмы и спуски изученными способами

    Торможение и поворот "плугом"

    Горнолыжная эстафета с преодолением препятствий. Игры на лыжах

    Передвижение на лыжах 3 км,5 км на результат

    Основы знаний. Инструктаж по технике безопасности на уроках волейбола

    Стойки, передвижения, повороты и остановки.

    Приём и передача мяча у сетки и в прыжке через сетку

    Передача мяча сверху стоя спиной к цели

    Нижняя прямая подача мяча через сетку в заданную часть площадки.

    Прямой нападающий удар при встречных передачах.

    Комбинация из освоенных элементов. Учебная игра

    Инструктаж по технике безопасности на уроках лёгкой атлетики

    Низкий старт до 30 м.

    Бег с ускорением. КДП

    Скоростной бег до 70 м. КДП

    Развитие скоростных способностей. Бег 60м.на результат.

    Прыжок в длину с разбега КДП

    Метание малого мяча на дальность

    Метание мяча в цель.

    Метание малого мяча с разбега на результат

    Длительный бег. КДП.

    Развитие выносливости. Бег 2000м на результат.

    Подготовка к выполнению норм комплекса «ГТО». Подведение итогов.

    Итого

    102ч

    Хуббиев Ш. З., Намозова С. Ш., Незнамова Т. Л., Минвалеев Р. С., Коваль Т. Е., Ярчиковская Л. В., Ошина О. В., Карпунина А. Д., Меркулова О. А., Романенко М. В.

    Оздоровительные программы по физической культуре и спорту

    © С.-Петербургский государственный университет, 2014

    Введение

    Учебные занятия по оздоровительным программам физической культуры и спорта для студентов СПбГУ организуются и проводятся согласно Рабочей программе, разработанной в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения и Образовательного стандарта СПбГУ. Оздоровительные программы осваиваются студентами I–IV курсов на учебных практических занятиях физической культурой и спортом под руководством преподавателя и при самостоятельной работе.

    ОП по ФК и С предназначены для формирования у студентов основной компетенции (ОК-9), связанной с пониманием и правильным использованием представлений о средствах и методах физического воспитания и спорта для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья и последующего применения полученных методических знаний, навыков и умений для обеспечения активной конкурентоспособной профессиональной деятельности.

    Для достижения поставленной цели намечено решение следующих задач:

    – формирование положительного отношения к оздоровительной физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование, удовлетворение потребности в регулярной физической активности оздоровительной направленности на основе занятий избранным видом спорта;

    – развитие умений и навыков самостоятельного компетентного использования оздоровительных программ для укрепления и сохранения здоровья; развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

    – обеспечение общей и профессионально направленной физической подготовленности студента к будущей профессиональной деятельности;

    – содействие накоплению практического опыта творческого использования ФК и С в системе здорового образа жизни для успешного достижения жизненных и профессиональных целей.

    Обучение студентов по ОП ФК и С может проводиться во время занятий с преподавателем или дистанционно, самостоятельно.

    Актуальность затронутых в пособии тем обусловлена неблагоприятной ситуацией относительно состояния здоровья студентов СПбГУ, а также возрастающей их потребностью в занятиях по ОП ФК и С и популярностью этих программ у обучающихся.

    Заведующая Общеуниверситетской кафедрой ФК и С, доцент С. Ш. Намозова

    Список основных сокращений

    АВ-блокада – атриовентрикулярная блокада

    АД – артериальное давление крови

    АТФ – аденозинтрифосфорная кислота

    ВИ Кердо – вегетативный индекс Кердо

    ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения

    ГТО – готов к труду и обороне

    ГЦИФК – Государственный центральный институт физической культуры

    ДМПК – должный уровень максимального потребления кислорода

    ДЦП – детский церебральный паралич

    ЖЕЛ – жизненная емкость легких

    ИБС – ишемическая болезнь сердца

    ИГСТ – Гарвардский степ-тест общей выносливости

    ИМТ – индекс массы тела

    ИП – исходное положение

    ЛПВП – липопротеиды высокой плотности

    ЛПНП – липопротеиды низкой плотности

    МП – максимальное повторение

    МПК – максимальное потребление кислорода

    ОДА – опорно-двигательный аппарат

    ОП – оздоровительная программа

    ОРУ – общеразвивающие упражнения

    ОФП – общая физическая подготовка

    ПР – показатель реакции

    ПСД – показатель сердечной деятельности

    ССС – сердечно-сосудистая система

    СУП – степень учащения пульса

    Ф и ФП – физическая и функциональная подготовленность

    ФК и С – физическая культура и спорт

    ЦНС – центральная нервная система

    ЧДД – частота дыхательных движений

    ЧСС – частота сердечных сокращений

    Теоретико-технологические основания составления оздоровительных программ по физической культуре

    (Ш. З. Хуббиев, С. Ш. Намозова)

    1.1. Общие подходы к разработке ОП

    (С. Ш. Намозова)

    Важнейший принцип системы физического воспитания и спортивной подготовки – оздоровительная направленность. Его суть заключается в том, что в современном обществе ФК и С должны содействовать укреплению здоровья, формированию разносторонне и гармонически развитого, адаптированного к окружающей природе и социуму гражданина России. Что касается здоровья человека, то оно согласно трактовке Всемирной организации здравоохранения представляет собой состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Известно, что здоровье человека на 10–15 % зависит от медицины, на 15–20 % – от генетических факторов, на 20–25 % – от состояния окружающей среды и на 50–55 % – от образа жизни. Таким образом, здоровый образ жизни является ведущим фактором оздоровления человека. При этом физические упражнения как основное средство ФК и С – важнейшая составляющая здорового образа жизни. Их вклад в поддержание и укрепление здоровья человека повышается при условии оздоровительной направленности. Если же человек регулярно не занимается физическими упражнениями, это существенно влияет на здоровье и соответственно возрастает уровень зависимости от наследственности, медицины и экологии. Понятно, что ключ к решению задачи укрепления здоровья находится в руках человека, и управлять им он сможет при условии, если в его жизни физическая подготовка займет достойное место.

    Оздоровительная физическая культура представляет собой эффективное средство формирования, развития и социализации личности, успешной социально-биологической адаптации ее к новым изменяющимся условиям, в том числе экологическим, производственным и учебным. Существует мнение, что в наше время физическая нагрузка уменьшилась в 100 раз, по сравнению с предыдущими столетиями, из-за чего возникли совершенно новые болезни – «болезни цивилизации». Поэтому в современных условиях возросла значимость физической культуры как средства оздоровления людей. Ее положительное влияние на здоровье человека возможно при соблюдении следующих правил:

    – применять только научно обоснованные средства и методы физического воспитания¸ имеющие высокую оздоровительную ценность;

    – выбирать объем и интенсивность ФН адекватно возможностям занимающихся;

    – сопровождать занятия оздоровительными физическими упражнениями регулярным врачебно-педагогическим и постоянным самостоятельным контролем.

    Реализация ОП по ФК и С способствует:

    – повышению функциональных возможностей организма и психики человека;

    – профилактике заболеваний;

    – оптимизации режима двигательной активности;

    – снижению утомляемости;

    – индивидуализации оздоровительно направленных тренировочных нагрузок;

    – использованию физических упражнений в борьбе с вредными привычками;

    – приобщению лиц разного возраста, пола и состояния здоровья, в том числе инвалидов, к активным физкультурно-оздоровительным занятиям;

    – использованию физической активности в качестве важного компонента здорового образа жизни;

    – развитию профессионально важных физических качеств;

    – повышению работоспособности;

    – лучшей адаптации человека к условиям жизни, в том числе к трудовой деятельности.

    Студенты – наиболее социально-активная и мобильная группа населения, которая в значительной степени определяет стратегию развития и будущее государства. Современное образование связано с высокими психоэмоциональными нагрузками и интеллектуальным напряжением, интенсификацией учебной деятельности, повышением требований к качеству теоретической подготовки студентов. Все это ведет к снижению физической активности обучающихся: возможностей организма, адаптационного потенциала, показателей работоспособности, повышению утомляемости. Нерациональный режим учебы сопровождается преобладающими в повседневной жизни обучающегося статическими мышечными нагрузками. За время обучения в вузе здоровье студентов ухудшается: так, на втором курсе заболеваемость возрастает на 23 %, а на выпускном курсе – на 43 %. В некоторых вузах количество студентов в специальной медицинской группе достигает 60 %. Проблема снижения работоспособности и функциональных возможностей организма в условиях возрастания учебной нагрузки вызывает большую озабоченность. В связи с этим роль физической культуры как действенного фактора здоровьесбережения молодого человека резко возрастает. И здесь не обойтись лишь учебными занятиями по физической культуре – они могут удовлетворить лишь 25–30 % суточной потребности студентов в физической нагрузке, поэтому для студентов весьма значимы и другие формы занятий физической культурой. При этом оздоровительно направленными должны быть учебные занятия и другие формы физкультурно-спортивной активности.