Войти
Компьютерный журнал для новичков и профессионалов
  • Эксперт рассказал, как правильно заряжать аккумуляторы iPhone и iPad
  • Заводской сброс Philips S257 Телефон филипс сброс настроек стер контакты
  • От чего зависит качество фотоизображения От чего зависит качество изображений в фотоаппарате
  • Что делать, если ваш смартфон не заряжается
  • Как открыть текстовые файлы в телефоне
  • Как снять бан в Warface – способ
  • Можно ли телефоном оплачивать проезд. Смартфон теперь может служить проездным благодаря услуге «Мобильный билет» от Билайн

    Можно ли телефоном оплачивать проезд. Смартфон теперь может служить проездным благодаря услуге «Мобильный билет» от Билайн

    Обычно я ношу с собой рюкзак полный всяких “необходимых” вещей, включая токовые клещи и трекер проводов. Но летом рюкзак становится жаркой обузой, и вообще хочется не связывать себя даже проводами. Решил, что сейчас подходящее время провести эксперимент - я выходил из дома только со смартфоном и велосипедом, благо велосипед позволяет заряжать смартфон.

    Всё больше людей в магазине расплачиваются с помощью беспроводных технологий, а некоторые с помощью смартфона. Гораздо реже я вижу, чтобы кто-то так же платил за транспорт. Во первых для оплаты транспорта в Москве требуется сменить sim-карту, что уже отсекает часть желающих (как и часть читающих, так как речь дальше только про Москву). Но меня это не остановило, и пару лет назад я с трудом нашёл подходящую карту в салоне Мегафона. Но это было на заре появления услуги, возможно сейчас это будет проще, так как хотя бы сотрудники уже в курсе, что есть такая услуга.

    Подключив услугу, я обнаружил несколько минусов. Первый: в наземном транспорте невозможно по одному смартфону пройти нескольким пассажирам, требуется зачем-то ожидать несколько минут после прохода, а в метро мне удавалось провести несколько человек прикладывая свой смартфон. Второй: небольшая переплата по сравнению с привычным “Единым” и особенно с ТаТ , хотя сейчас это уже не так заметно. Мысль исправить минусы не покидала меня. Телефон с включенным сервисом “Мобильный билет” по сути становится такой-же “Тройкой” и решение очевидно, надо записать на телефон “Единый”. Но вот как?

    Были испробованы разные способы, самый первый провалившийся - на кассе. Я подходил в кассы метро и просил записать 60 поездок на телефон, протягивая его в окошко, женщины пугались и отказывались. Потом были попытки записать с помощью автоматов Элекснет, но тоже не удачные, телефон не читался, даже если долго держать, а последнее время их сервис пополнения “Тройки” совсем “временно недоступен”.

    Потом я обнаружил приложение “Мой проездной” , позволяющее пополнять “Тройку” прикладывая к мобильному телефону. Но первые попытки оказались неудачными, так как все имеющиеся в округе телефоны, хоть и поддерживали NFC, но не позволяли прочитать ни “Мобильный билет” на моём телефоне ни саму “Тройку”. И только купленный сыну Sony Z1 позволил получить результат, на телефон сына поставили “Мой проездной” , и приложив мой телефон к его, купили на определившуюся “Тройку” 60 поездок. Проверили на МЦК, списались именно поездки, а не рубли с “Мобильного билета”. Так же купили ещё ТАТ 60 поездок на наземный транспорт и тоже всё удачно, в автобусе списываются именно они, а не поездки с “Единого” или рубли.

    После этого начался недельный эксперимент по отдыху в Москве на велосипедах с телефонами, тут и «лето» пришло в конце июля. Мы проводили половину дня на колёсах, расплачиваясь только телефонами, а вторую за компьютерами играя в опенсорсную Q3TA . Поиграли на всех уже почти забытых картах и объездили все парки, озёра, заливы Москвы. Хочу сказать, что за год ситуация с велосипедами на транспорте улучшилась, например лифты на МЦК заработали, исправлять ещё можно многое, но это тема отдельного поста.

    За неделю в большинстве мест удавалось расплатится, просто приложив телефон. Думаю этому поспособствовал нашумевший закон об онлайн-кассах, даже в ларьках с шаурмой сменили кассы на новые с поддержкой payWave, PayPass. Только в двух случаях отсутствие налички не позволило получить необходимое сразу, но это не стало нашей проблемой, скорее проблемой тех, кто не поставил себе такую кассу. Эксперимент показал, что телефоны с NFC уже можно активно использовать, по крайней мере в Москве, носить с собой только телефон можно. Эксперимент продолжается.

    “Тройкой” на телефоне удалось бы заплатить и за планетарий, но все плюсы этого способа были бы уничтожены тем, что оплатить можно только за одного, остальным пришлось стоять в очереди. Для чего такое ограничение, не понятно. Ели вы вдруг отвечаете за работу с клиентом, не создавайте такие излишние алгоритмы, которые усложнят ему жизнь.

    Так же и в зоопарке: мы по дороге купили электронные билеты, это позволило не стоять в огромной очереди, но, при попытке пройти, приложив телефон, нас заставили идти в кассу и просить пропустить без очереди за бумажными билетами. Хотя потом я всё же сверил QR-код на билете с тем, что был на экране и прошёл не по билету.

    Могу порекомендовать для бесконтактной оплаты приложение qiwi, у детей на телефонах тоже оно стоит, позволяет легко контролировать расходы, не тратя на это ни копейки, так как содержание виртуальных карт бесплатно, комиссий за переводы к ним нет. Минусов не нашёл. Кстати в отличии от оплаты проезда для оплаты покупок телефон приходится разблокировать, что является достаточной защитой от RFID ридеров.

    Пост решил написать для того чтобы собрать ещё информации по способам оплаты транспорта, выяснить на каких моделях это работает и обсудить перспективы беспроводных платежей.
    Есть ещё куча информации, которой хотелось бы поделится и обсудить, думаю в комментариях ей самое место.

    Вы живете в Москве? Удобно ли вам оплачивать поездку в общественном транспортном средстве? Или было ли такое что не оказывалось денег на оплату поездки? Вероятно и другие проблемы случались. Чтобы решить их, можно подключить услугу «Мобильный билет».

    Для оплаты просто подводите телефон к турникету или валидатору. Из баланса будет вычтена стоимость поездки.

    «Мобильный билет» - платная услуга, предоставляющая пользователям возможность оплатить поездку на общественном транспорте просто поднеся телефон к турникету. Подключение бесплатное. Абонентская плата 0 рублей. Комиссия также 0 рублей.

    Стоимость проезда:

    • В метро — 35 рублей;
    • Поездка на наземном общественном транспорте — 35 рублей;
    • Поездка на метро с последующим неограниченным числом поездок на наземном общественном транспорте в течение 90 минут — 54 рубля.

    Как мы видим оплата за проезд соответствует тарифам «Электронный кошелек» карты «Тройка».

    Как подключить услугу «Мобильный билет»?

    Если вы намерены подключить услугу «Мобильный билет» у вас должен быть смартфон с поддержкой услуги «Мобильный билет», которая основана на технологии NFC. Включите NFC и оплачивайте проезд на транспорте телефоном в одно касание. Не все смартфоны с NFC поддерживают услугу. Вы можете Проверить смартфон .

    Если у вас смартфон не поддерживает ее, то можно бесплатно заменить вашу SIM-карту на специальную SIM-карту «Билайн», с поддержкой услуги «Мобильный билет». Сделать замену можно в офисах продаж «Билайн» впределах МКАД.

    Вставьте в телефон специальную SIM-карту, с поддержкой услуги «Мобильный билет». Пройдите процедуру активации, подтвердив свое согласие с условиями. Для этого следуйте инструкциям, приходящим по sms с короткого номера 3210 , или обратитесь за поддержкой к сотрудникам офисов продажи. Если услуга не была активирована после первого включения телефона вместе с, поддерживающей ее, SIM-картой то можно подключить услугу через меню SIM в настройках вашего смартфона управлении «Мобильный билет».

    Запомните, если услуга активируется, то с основного баланса вашего номера с поддержкой услуги «Мобильный платеж» произойдет списание в размере 150руб. на счет оплачивания проезда на общественном транспортном средстве и включится автоматическое пополнение баланса сервиса «Мобильный билет». Комиссия отсутствует.

    Стоимость и управление услугой «Мобильный билет»

    Для того чтобы управлять услугой отправляйте бесплатные SMS команды на короткий номер 3210 :

    • « Баланс» чтобы просмотреть баланса «Мобильного билета».
    • «Оплата 50» для пополнения билета на 50 руб. Эту сумму можно изменить при желании.
    • «Справка» для того чтобы просмотреть список всех команд управления.Отключение услуги происходит через SIM-меню в разделе «Мобильный билет».

    После подключения появится специальный счёт услуги «Мобильный билет», и на него с основного баланса номера переведётся 150 рублей. Все поездки оплачиваются со счёта услуги «Мобильный билет». Автопополнение баланса сервиса «Мобильный билет»происходит, когда сумма на счёте услуги «Мобильный билет» опускается ниже 90 рублей и только в том случае, когда на основном балансе достаточно средств для совершения операции.

    Ввиду ограничений сервиса «Мобильный платёж» на основном балансе должно остаться не менее 10 руб. после совершения пополнения счёта услуги «Мобильный билет». Вы можете пополнить баланс телефона на необходимую сумму любым удобным способом, после этого счёт услуги «Мобильный билет» автоматически пополнится до 150 рублей средствами с основного баланса. Чтобы воспользоваться услугой на тарифном плане с постоплатной системой расчетов, необходимо заранее пополнить специальный авансовый счёт (САС).

    Для этого нужно первую цифру номера заменить с 9 на 6 , например вместо (903)ххх-хх-хх ввести (603)ххх-хх-хх . Пополнить САС можно любым привычным способом: с банковской карты, на сайте oplata.beeline.ru или через терминалы оплаты. После этого Мобильный билет будет пополняться средствами с САС. Срок действия средств – 2 года.

    Частые вопросы по услуге мобильный билет

    Как отключить услугу «Мобильный билет»

    Отключить услугу «Мобильный билет» можно:

    • Через меню SIM-карты в меню;
    • Через личный кабинет;
    • Поменяв SIM-карту на другую, если вы приобрели специальную SIM-карту;
    • Обратившись в центр диагностики и технической поддержки.

    Вконтакте

    Что представляет из себя сервис «Мобильный билет» и какие возможности он дает? С помощью этой опции можно оплачивать проезд в метрополитене, на Аэроэкспрессе и в наземном транспорте с помощью смартфона. Многие москвичи уже привыкли расплачиваться в магазинах, просто коснувшись телефоном платежного терминала. Это очень удобно, вам не нужно носить с собой кредитку, проездной и прочие карты, все можно “записать” в телефон.

    Какой тариф можно записать на «Мобильный билет»?

    А вот тут есть один недостаток. Для простой записи на Мобильный билет доступен только один тариф – «Кошелек», а стоимость поездок на нем не маленькая. Некоторые пользователи смогли записать на него «Единый», но для этого нужен второй телефон с приложением «Мой проездной».

    Если вы редко пользуетесь общественным транспортом, эта тарификация вас не смутит.

    Как подключить Мобильный билет?

    «Мобильный билет» можно подключить на многих современных смартфонах с функцией «Мобильный платеж» на базе Android и iOS, для этого необходимо наличие технологии NFC, а так же специальная сим-карта с подключенной опцией.

    Чтобы проверить, будет ли в вашем телефоне работать «Мобильный билет», ознакомьтесь со , поддерживающих сервис.

    Если он есть в списке, обратитесь к своему оператору для замены сим-карты на специальную с NFC-чипом. Внешне она не отличается от стандартной симки. МТС, Билайн и Мегафон без проблем меняют сим-карты на новые бесплатно!

    Инструкция

    1. Вставьте новую sim-карту с NFC;
    2. Включите на телефоне NFC (в настройках);
    3. Поступит СМС-запрос с офертой от номера 3210, для активации нужно отправить в ответ сообщение с цифрой «1» (без кавычек);
    4. С вашего мобильного счета будет списано 150 рублей, которые зачислятся на баланс “мобильного билета” (для этого на счету должно быть не менее 160р.);
    5. Если денег на билете меньше 90 рублей, система автоматически производит пополнение до 150 руб.

    Как отключить Мобильный билет?

    Если вы хотите отказаться от активации услуги «Мобильный билет», при получении запроса с номера 3210, следует отправить в ответ сообщение с цифрой «0» (ноль – без кавычек).

    Если же услуга подключена, а нужно ее отключить, зайдите в SIM-меню в раздел «Мобильный билет» и нажмите «Выключить».

    В этом же окне можно снова включить опцию.

    Как происходит оплата проезда?

    Деньги снимаются оператором с вашего мобильного номера и переводятся в транспортное приложение. А дальше просто прикасаетесь смартфоном к валидатору и оплата произведена.

    Сколько стоит?

    Подключение Мобильного билета – бесплатное . Замена сим-карты тоже бесплатная.

    Сообщения на номер 3210 бесплатные, входящие смс о пополнении тоже.

    Как проверить баланс Мобильного билета Тройка?

    • Отправить СМС-сообщение на номер 3210 с текстом «баланс» (без кавычек).
    • Зайти в SIM-меню, «Мобильный билет» –> «Баланс».

    О сервисах, связанных с NFC, мы уже писали ранее. Сегодня пришла очередь ещё одного – «Мобильный билет» МТС.

    Это услуга, дающая возможность оплачивать проезд во всех видах транспорта с помощью телефона всего лишь одним прикосновением к считывающему устройству. Правда, сервис доступен лишь для жителей Москвы. Остальным регионам придётся ездить по старинке и лишь мечтать о внедрении новых технологий.

    Сервис работает на основе технологии NFC – коммуникации ближнего поля. Посредством высокочастотной связи информация передаётся с устройства на устройство, приближенных друг к другу на расстояние около 4 сантиметров . По этой же технологии работают бесконтактные банковские карты, поэтому если вы уже оценили удобство современной технологии и платите везде телефоном, то и этот сервис от МТС оцените. Вот только некоторые его преимущества:

    • Не придётся стоять в очереди за билетом;
    • Наличные не нужны. Вы избавите себя от пересчитывания сдачи и вообще кошелька или кармана с мелочью;
    • Минимальная стоимость проезда без комиссии;
    • Пополнение происходит автоматически с баланса мобильного телефона;
    • Сервис продолжает работать даже при выключенном или разрядившемся телефоне.

    Как подключить «Мобильный билет» МТС

    Для того чтобы всё заработало необходимо соблюсти несколько условий:

    • Телефон должен поддерживать ;
    • СИМ-карту требуется заменить на специальную, с возможностью бесконтактной оплаты.

    Если сам аппарат имеет необходимую функцию, то дело за сим-картой. Меняется она бесплатно в любом офисе МТС. Не забывайте при этом паспорт и то, что замена осуществляется только владельцем номера. Если же вы им не являетесь, то либо позаботьтесь о доверенности, либо доказывайте то, что вы пользователь номера уже долгое время.

    Сим выдаётся универсального размера, поэтому можете её выломать из слота того формата, который необходим. Не стоит забывать и о том, что данные не переносятся на новый чип, поэтому есть смысл контакты сохранить в телефоне, облаке или на компьютере. В целом всё останется по-прежнему и если вы передумаете пользоваться услугой, то в любое время можете это выключить в настройках. Но об управлении мы поговорим позже.

    Итак, СИМ поменяна и установлена в телефон. Включайте аппарат и ждите СМС с номера 3210 (сервисный номер услуги). Вам будет в сообщении направлена информация с условиями действия опции, Согласны – посылайте в ответ цифру «1». С этого момента сервис подключен. В это же время с баланса спишется сумма 150 рублей на счёт опции.

    Всё, можете отправляться в путь на автобусе, трамвае, троллейбусе, метро или Аэроэкспрессе , всего лишь приложив телефон к турникету или терминалу оплаты. Ещё раз напомним, что сервис доступен только для столицы.

    Что делать, если «Мобильный билет» не работает

    Причин не так уж и много: либо вы что-то не включили на телефоне, либо ваш номер просто не имеет возможности работать с мобильной коммерцией.

    Для начала проверьте следующее:

    • Самое очевидное – поддерживает ли телефон вообще функцию бесконтактных платежей. Это можно посмотреть в инструкции к устройству, под батарейкой или на самом корпусе телефона должен быть значок технологии. Если не нашли, то посмотрите в меню телефона;
    • Проверьте, включена ли передача данных посредством NFC;
    • Проверьте в СИМ-меню МТС, включён ли сервис (при замене сим-карты будет доступен новый пункт меню );
    • Денег на балансе достаточно.

    Если технических ограничений нет, стоит проверить ограничение по номеру:

    • Оплата производится только с номера, оформленного на физическое лицо. Корпоративные клиенты воспользоваться услугой не могут;
    • Опять же проверьте наличие средств. Учитывайте, что в расчёт берутся только собственные деньги. То, что начислено по акциям, бонусным программам, первоначальный баланс карты и прочее для списаний не подойдёт. К тому же в первую очередь списываются платежи за услуги связи и только потом проезд;
    • Если у вас кредитный метод расчётов, то оплата производится только за счёт собственных средств, а не выделяемого оператором лимита;
    • Обещанным платежом расплатиться тоже не получится.

    Это все типовые проблемы, с которыми вы можете столкнуться. Есть ещё ряд финансовых ограничений, но об этом позже.

    Если же вы так и не поняли природу возникновения проблемы, то советуем позвонить в службу поддержки по номеру 3210.

    Сколько стоит «Мобильный билет» МТС

    Начнём с того, что сам сервис бесплатен , за замену СИМ тоже никто с вас денег не попросит. Абонентской платы или комиссий тоже нет. Вы платите только за проезд. Стоимость поездки приравнена к карте «Тройка». На момент написания статьи расценки следующие:

    • Наземный транспорт – 35 р.;
    • Метро – 35 р.;
    • Тариф «90 минут» — 54 р.;
    • На Аэроэкспресс цены отличаются в зависимости от направления.

    Обращаем ваше внимание на то, что это дополнительная услуга, и она никак не влияет на ваш тарифный план и дополнительные опции.

    Поскольку расценки могут меняться, лучше информацию уточнять по номеру 3210.

    Для новичков интересен будет и момент пополнения. У вас два пути:

    1. Автоматический. Максимальный баланс, до которого происходит автоматическое списание -150 р. Как только на счету билета стало меньше 90 р., баланс автоматически пополняется до 150 р . Ваше вмешательства при этом не требуется. Не пугайтесь сообщений типа: пополните баланс на 160 р. Это автоматическая рассылка, которая не учитывает индивидуального состояния счёта.
    2. Пополнить самостоятельно. Сделать это можно с помощью СМС на номер 3210 с текстом оплата (пробел) сумма. Как вариант – пополнение через приложение «Мой МТС».

    Помните об ограничениях:

    • На счету должно оставаться не менее 10 рублей, после пополнения билета;
    • Максимальная сумма, которую можно положить на счёт сервиса — 3000 р.;
    • Количество платежей – 10;
    • Максимальная сумма в месяц – 15000 р.;

    Часто возникает вопрос и о том, можно ли заплатить за нескольких человек. Технически можно. Поднесите телефон к терминалу оплаты несколько раз и всё. А вот с правилами проезда будет сложнее, ведь каждый пассажир должен иметь свой собственный билет, но чаще всего с этим проблем не возникает, поэтому платите за кого угодно, но с учётом ограничений.

    Как проверить баланс Мобильного билета МТС

    Вообще, есть три способа управления сервисом:

    1. Сим-меню. Ищите раздел «МТС сервисы», а уже в нём подраздел «Мобильный билет». Здесь вы можете не только узнать баланс, но и выключить, а затем снова включить сервис.
    2. СМС-запросы. Сервисный номер мы уже не один раз упоминали – 3210. Отправив на него сообщение, вы можете выполнить следующие действия:
    1. Мобильное , раздел «Мобильный билет». Здесь также можно активировать или деактивировать сервис, настроить автопополнение, проверить баланс или пополнить счёт.

    «Мобильный билет» — современное и технологичное средство оплаты, которое упрощает жизнь. Не стоит бояться нового, используйте свой смартфон по максимуму.

    Сервис оплаты прохода в метро со счета мобильного запущен в Санкт-Петербурге 18 мая. Работает неплохо, но приживется ли в нынешнем виде - вопрос спорный. В любом случае, сервис сам по себе очень востребован и полезен со всех точек зрения.

    Сокращение объема наличных денег в обороте - очень в рамках государственной политики. Понятно, что не ради удобства населения, а прежде всего для облегчения контроля за перемещением денег. Но во многих случаях пресловутое «население» тоже не внакладе. Хрестоматийный пример - пополнение счета через терминал с его людоедскими процентами после того, как эти деньги были днем раньше сняты с зарплатной карты.

    Так называемые микроплатежи, к которым относится и оплата проезда в общественном транспорте, отлично реализуются с помощью технологии NFC (Near Field Communications) и через «посредничество» операторов мобильной связи. Биллинги сотовиков отлично приспособлены для обработки большого количества мелких транзакций в реальном времени, для них это нормальный режим, а не экстремальная нагрузка. В отличие от биллингов, точки продаж метро-билетов справляются с пиковыми нагрузками значительно хуже. Поэтому любой дополнительный канал виртуальных продаж горячо приветствуется.

    Телефон у большинства из нас всегда под рукой и легко доступен по определению, иначе как на звонок ответить? Баланс лицевого счета тоже пополняется без проблем где угодно и когда угодно. Всё это очевидные плюсы использования телефона в качестве проездного документа. К сожалению, свои минусы тоже есть, и предложенное решение назвать идеальным трудно.

    «Наука и техника»

    Несколько цитат из описания того, как оплата проезда в санкт-петербургском метро реализовали в Билайн. Потом обсудим детали проекта и конкретные плюсы с минусами.

    «...«Билайн» совместно с Комитетом по транспорту Правительства Санкт-Петербурга, платежной системой RURU и ООО «Амбик Тэк СПб» сообщают о начале совместного проекта по оплате проезда с помощью мобильного телефона по технологии NFC – услуга «Мобильный проездной».


    NFC (Near Field Communication) - это технология беспроводной высокочастотной связи, позволяющая производить защищенный обмен данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров.

    Пассажирам достаточно установить под крышку используемого ими мобильного телефона специальный NFC-модуль. Проделав один раз эту несложную операцию, телефон обретает функции платежного устройства и проездного билета, абонент может начать пользоваться мобильным телефоном, как обычным проездным. Стоимость NFC-модуля составляет 125 рублей - при этом на самом модуле будут загружены 5 поездок по 25 рублей каждая, абонентская плата и плата за подключение услуги «Мобильный проездной» не взимается.


    При установке NFC-модуля, на мобильном телефоне автоматически устанавливается SIM-меню «Проездной», позволяющее купить необходимое количество поездок через меню телефона, а также проверить количество купленных ранее билетов и их срок использования. Стоимость поездок списывается с баланса телефона в режиме реального времени. Далее, чтобы воспользоваться поездкой, достаточно приложить мобильный телефон к считывающему устройству на турникете. В процессе реализации услуги «Мобильный проездной» будет использоваться существующая инфраструктура и ограниченное количество моделей телефонов. Клиент сможет заказать билет без обращения в кассы города с баланса телефона через специальное мобильное приложение. Услуга доступна абонентам - физическим лицам с тарифными планами предоплатной и постоплатной системы расчетов.

    Сервис разработан с учетом имеющегося опыта пассажиров по приобретению билетов через автоматы по продаже и пополнению проездных билетов. <...> Более подробную информацию о сервисе вы можете узнать на сайте ».


    Проект реализован в рамках стратегического партнерства компании «Вымпелком» с Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга, RURU и компанией «Амбик Тэк Спб». Предполагается, что в будущем на базе этого решения можно будет «выстраивать» практически неограниченное количество новых услуг. Из очевидно «напрашивающихся» - привязка банковских карт и дисконтных карточек, коих развелось великое множество. Мария Азарова, генеральный директор «Амбик Тэк Спб», говорит о возможности загрузки в модуль данных студенческих билетов и пенсионных удостоверений, но это уже в дальней перспективе.

    Проект существует в качестве технического пилота с середины прошлого года, сейчас запущен в коммерческую эксплуатацию. Прогнозируемое количество пользователей - порядка 2000 человек. К октябрю 2012 предполагается набрать статистику и оценить работоспособность системы, после чего, возможно, внести необходимые изменения в настройки.


    Конструкция

    Решалась задача сделать систему универсальной и при этом обойтись без замены SIM-карт на специальные. Наверное, определенный смысл в этом есть, но пользователи многих современных «продвинутых» смартфонов оказались обделенными новой услугой. Это печально. Полный список поддерживаемых телефонов можно посмотреть , но и без списка ограничения понятны.

    Модуль предполагает размещение антенны между аккумулятором и крышкой батарейного отсека, вторая часть модуля размещается между SIM-картой и контактами платы телефона. Соответственно, «в пролете» модели телефонов и смартфонов:

    • С несъемными аккумуляторами (например, iPhone)
    • С аккумуляторами, часть корпуса которых одновременно является задней крышкой телефона (аккумулятор - часть корпуса)
    • С SIM-картами, вставляемыми сбоку (например, Nokia 5800)
    • С металлическими крышками батарейного отсека или в полностью металлических корпусах (металл экранирует)

    Утверждают, что 80% телефонов и смартфонов не препятствуют корректному размещению и работе модуля, но в списке очень много моделей телефонов совсем «лохматых» годов. Которые, естественно, внесли свою лепту в те самые 80% совместимости по моделям. Подозреваю, что подсчет реально регистрируемых в сети аппаратов (такая статистика есть) с учетом процента разных устройств дал бы несколько иную статистику совместимости.

    Встроенные NFC-модули некоторых современных моделей телефонов задействовать не удастся. Возможно, когда-нибудь в будущем, когда перейдут на решения с использованием специальных SIM-карт.


    Практика

    Стоимость комплекта - 125 руб., при этом в модуль уже «зашито» пять поездок на метро ценой 25 руб. каждая. То есть Билайн ничего не берет за сам модуль и не взимает комиссионных за «оформление» виртуальных проездных билетов. Будет ли зависеть цена стартового комплекта от стоимости проезда, которая склонна расти ежеквартально? По идее, должна, но достоверно не знаю.

    Приобрести модуль можно в офисах Билайн или в одном из пяти дилерских салонов, список адресов есть на сайте. Установить модуль самостоятельно вполне возможно, но девушкам с высокохудожественным маникюром лучше не экспериментировать. Благо, установить сей экзотический девайс обещают при покупке. Разумеется, любителям ежедневно переставлять SIM-карты модуль противопоказан, много лишней мороки, и ежедневно терзаемый шлейф вряд ли долго протянет.

    Проход через турникеты никаких проблем не вызывает, короткого прикосновения задней крышки телефона к валидатору достаточно для надежного срабатывания. Ценно то, что уже загруженные в модуль «электронные билеты» работают вне зависимости от состояния аккумулятора телефона. Собственно, и сам телефон может быть выключен, модуль распознается турникетом как обычный проездной билет.


    С «покупкой» билетов всё намного интереснее. После установки модуля в телефоне появляется меню (STK - Sim Tool Kit), через которое можно приобретать билеты. Стоимость «проездного» на выбранное количество поездок списывается с телефонного счета в режиме реального времени.

    Для большего удобства и пущей наглядности рекомендуют установить небольшое Java-приложение с аналогичной функциональностью, но удобным графическим интерфейсом. Через него можно и проверить количество оставшихся поездок. Покупка билетов невозможна в период 00:00 - 05:45, проверка остатка поездок недоступна в период 02:00 - 05:30.


    Пополнять модуль можно обычным образом (как проездной) за наличные деньги. Для этого следует поместить телефон в приемное гнездо агрегата, желательно ближе к левой стенке. К сожалению, владельцам фирменных планшетов Билайн эта опция недоступна по причине отсутствия в комплекте кувалды.

    Покупка билетов через java-приложение - самый приятный способ, всё хорошо и наглядно. Но приложение грузится безумно медленно, вплоть до нескольких минут. Видимо, задержки связаны с необходимостью обмена информацией с базой данных. Кстати, трафик хоть и ничтожный, но благодаря хитрому операторскому округлению каждый акт покупки билета (билетов) обойдется в некоторую сумму. В пределах рубля (в зависимости от тарифного плана) или даже бесплатно при подключении безлимитной опции.

    Резюме

    В качестве «обкатки» перспективной технологии проект выглядит очень многообещающе. С позиции конечного потребителя преимущества не так очевидны, но они есть. Главное - экономия драгоценных утренних минут, которые намного приятнее провести дома с чашкой кофе, чем стоя в очереди в вестибюле станции метро. Плюс отсутствие необходимости добывать деньги из кошелька, кошелек из кармана и т. п. Единый «виртуальный кошелек» в виде лицевого счета телефона удобен и практичен, это бесспорно.

    Существенный минус - наличие промежуточного звена в виде необходимости «виртуальной покупки» билетов. В этом смысле банковская карта с метро-чипом радикально удобнее: вообще ни о чем заботиться не надо. Банк кредитует все перемещения владельца карты и в начале следующего месяца спишет с баланса общую сумму со скидкой, определяемой числом поездок. Не знаю, насколько такая практика распространена в Санкт-Петербурге.

    Если бы система работала в режиме автоматического списания денег с баланса телефона при каждом проходе турникета, то я бы руками, ногами и кошельком проголосовал «за». Категорически и с горячим энтузиазмом. В нынешней реализации тоже неплохо, но в грядущем всенародном признании я не уверен.


    Интересно, на каких условиях операторы согласились бы принять на себя некоторые риски и хлопоты микро-кредитования своих абонентов? Многие хитроумно выстраиваемые схемы и ограничения могли бы оказаться лишними при наличии определенной доброй воли операторов, соответствующих корректировок в законодательстве и готовности абонентов «заморозить» на балансе некий неснижаемый остаток. Но это уже совсем другая тема.

    Сергей Потресов ()